Занятия в воскресной школе 2 ноября для взрослых

Итак, продолжаем вкратце передавать содержание занятий в воскресной школе для взрослых. На занятии 2 ноября мы рассматривали грехопадение первых людей, его последствия, а также начало последующей жизни людей на земле.
Мы узнали, что рай во времена первых людей был материально-духовным (он был на земле), в отличие от того рая, к которому человек стремится уже после пришествия Христа. А грехопадение (которое можно понимать как буквально (Адам вкусил плод от некоего древа), так и аллегорически (когда под Адамом понимается всё человечество, а под вкушением плода – постепенный процесс самостийного познания мира людьми) произошло из-за того, что своей свободой человек распорядился по-своему, решил, что он и сам всё может. Бог никак не ограничил человека в своих поступках (это проявление полной любви, основанной на доверии), но всё-таки предупредил его о последствиях.
Сейчас многие говорят о судьбе (или предопределении, что привносится в нашу жизнь протестантизмом), о том, что путь каждого человека предначертан, но на самом деле Бог не вторгается в волю человеческую, хотя Он и всеведущ. Бог, зная поступки людей направляет их к благим последствиям. Положим, некий человек сотворил зло – это не было предопределено никем, но человек сам, по своей воле сотворил зло, и ответственность за это лежит только на нём. Бог же, зная, что человек так сделает, направляет этот злой поступок к благим последствиям, не вторгаясь в волю человека. Говоря проще, Бог не управляет, а исправляет. Вообще же, случайностей (если рассматривать их с точки зрения в вечности) в жизни не бывает.
Некоторые могут спросить, как же мы в молитвах (даже в «Отче наш») просим: «да будет воля Твоя». Что же с нашей волей? Ответ заключается в том, что когда человек осознает и поймет всю испорченность своей воли, он призывает волю Божию на себя. Этим человек как бы говорит: «Господи, вот моя воля, испорченная, падшая, которую Адам употребил неправильно; пусть здесь Твоя воля исполнится». Здесь человек проявляет смирение и покорность Богу. То есть, у нас есть своя воля, но есть опасность, что используя её и надеясь только на свой разум, мы можем часто ошибаться и впадать в заблуждения. Или вот, например, что такое святость? Святость – это не безгрешность, а покорность воле Божией. Когда мы просим у Бога, чтобы исполнилась Его безошибочная воля, а не наша часто ошибающаяся.
Далее о. Андрей рассказал нам о сотворении женщины, но как именно это произошло (буквально или образно) доподлинно неизвестно, потому что (как мы отмечали на прошлом занятии) пророк Моисей описывал всё сообразно своего таланта, умения и своего времени.
В раю Адам и Ева были наги, но не стеснялись этого, потому что ещё не было у них познания о грехе, о гордости. Как дети бегают раздетыми и не смущаются от этого. Вообще, стыд – это реакция уязвленной гордости (мы имеем познание о грехе). Мы сравниваем наш поступок с неким набором внутренних правил и (в случае с наготой) думаем, «как же мне можно быть голым, меня же увидят, а ещё и подумают что…» и т. д. А от стыда еще бывает и уныние (но не раскаяние и познание своих ошибок).
Сатана, искушая человека, предложил ему возможность познать добро и зло, но не сказал ему об ответственности от такого знания. В библии говорится, что после вкушения плода «И открылись глаза у них обоих» (книга Бытия, глава 3, стих 7) – это значит, что у них начало открываться греховное зрение, а вот духовные их «глаза» как раз начали закрываться. Познав добро и зло, человек начал отдаляться от Бога, даже попытался скрыться от Него в раю. При этом человек даже не пытался покаяться в совершённом проступке, но начал сваливать вину на другого (Адам на Еву, Ева – на змия). В результате человек получил наказание (от слова «наказ», т. е. вразумление) и вынужден был покинуть рай, потому что не мог уже там находиться. Смерть, которую получил человек, была дана как ограничение, иначе бы он утвердился во зле, стал бы подобен падшему Деннице. Вообще, период временной земной жизни – это как экзамен на проявление выбора человека, с кем ему хочется быть – с Богом или с дьяволом.
Далее мы рассматривали жертвоприношение Каина и брата его, Авеля. Дар Авеля Бог принял, а дар Каина нет. Вообще, цели принесения дара могут быть разными, можно принести дар в благодарность, а можно – чтобы что-то получить. Получается, что у Каина и Авеля были разные побуждения для принесения дара. Видимо у Каина не было «духа сокрушенна и смиренна» (Псалом 50, стих 19), что собственно и является настоящей жертвой Богу. При этом «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (книга Бытия, глава 4, стих 5). Такое состояние угнетенного уныния святыми отцами истолковывается так, что это суть проявление пленения человека грехом. И Господь предостерегает его, говоря «он [т. е. грех] влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (книга Бытия, глава 4, стих 7). Раз уж ты познал добро и зло, то теперь ты должен властвовать над этим. Но Каин не смог властвовать и убил своего брата Авеля. А один совершенный грех влечет за собой и другие. Каин тут же обманывает: «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (книга Бытия, глава 4, стих 9). Гордость мешает ему возвратиться к Богу, покаяться. И Каин желает себе смерти (книга Бытия, глава 4, стих 14), потому что в каждом человеке живет нравственный закон, постоянно обличающий его в преступлении этого закона. А любви при этом нет, и человек становится жестоким, в том числе и к себе самому.
Как результат, Каин уходит и начинается история атеистического, «Каинова» государства.
Отвечая на вопросы, о.Андрей рассказал, что исполнение наших молитв в этом мире служит для того, чтобы человек не унывал (это как бы отклик Бога: «Да, Я вас слышу, но молитесь лучше не о земном, а о небесном»). Принимая эти благодеяния Божии (исполнение наших прошений), мы не должны ставить это самоцелью молитвы; цель молитвы – единение с Богом.

Просмотров: (8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *