Занятия в воскресной школе 30 ноября для взрослых

Продолжаем наши беседы. Итак, Сарра зачинает и рожает сына Исаака. Между прочим, Аврааму было 100 лет, когда у него родился сын. По отнятии сына от груди Авраам устроил пир и на этом пиру Сарра увидела, что Измаил (сын Агари) насмехается над маленьким Исааком и просила Авраама выгнать Агарь вместе с ее сыном, что Авраам, будучи человеком послушным, и выполнил (глава 21 книги Бытия, стихи 8-14). Авраам отвел ее в пустыню. У них кончилась вода и Агарь, чтобы не видеть смерти сына оставила его в одном месте (это у нее было больше от отчаяния), а сама отошла поодаль и плакала. Авраам поступил так, потому что послушался Бога, сказавшего ему «во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (там же, стих 12); Бог же не оставил Агарь и ее сына погибать (там же, стихи 17-20). С того момента эти пустынные места заселяются потомками Измаила, измаильтянами, арабами-кочевниками, занимающимися скотоводством. «И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие» (там же, стих 34). Между тем у Авраама приключилась новая беда. Господь повелевает ему принести в жертву своего сына Исаака, которому уже было 25 лет (глава 22 книги Бытия, стих 2). Делается страшно от того, что человек стремится получить что-то всю жизнь, достигает, а потом это у него отнимается. В данном случае это было для закалки веры Авраама и для того, чтобы всему человечеству (через Священное Писание) явить его веру, ибо он послушался Бога; Авраам не просто верил в Бога, но верил Богу, доверял Ему. Еще хочется отметить, что для людей церковных, знакомых с Ветхим Заветом, данная ситуация является скорее обыденной, чем если бы спросить об этом человека нецерковного. А Авраам ведет своего сына для принесения в жертву Богу. Но Ангел Господень останавливает занесенную с ножом руку Авраама: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (там же, стих 12). Вот так и нам в нашей жизни иногда нужно претерпеть тот пик испытаний (оскорбления ближних, обострение болезни, усиление греховных прилогов и т.п.), на котором мы уже начинаем сдавать, т.к. это испытание нашей веры и Бог вскоре обязательно ответит на наше терпение.
«Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет … и умерла Сарра» читаем мы в первых стихах главы 23 книги Бытия (заметим, что Сарра – единственная женщина в Священном Писании, у которой упомянут возраст). Авраам же был настолько почитаем, что ему стали буквально наперебой предлагать бесплатно на их земле похоронить Сарру. Но Авраам все-таки покупает «поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре» у сынов Хета, где и хоронит Сарру.
Исаак очень скорбел о своей матери и Авраам решает его сосватать, причем это было сделано весьма своеобразно (см. главу 24 книги Бытия). Авраам, памятуя, что вокруг живут одни язычники, посылает своего слугу Елеазара на родину Авраама за невестой Исааку. Он не посылает Исаака, боясь, что тот развратится в том месте, где раньше жил (тогда еще имевший это имя) Аврам. Елеазар примечает невесту Исааку (Ревекку), но не доверяется только своему разуму, а проверяет свой выбор обращением к Богу. В доме Ревекки играют свадьбу (без Исаака, он сейчас с Авраамом) и Елеазар уводит Ревекку к ее (теперь уже) мужу Исааку. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей» – читаем мы в последнем стихе главы 24 книги Бытия. «Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, …, которое против Мамре, на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» – читаем мы в 25 главе книги Бытия.
«И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна» (стих 21 главы 25 книги Бытия). Великие люди, которых мы встречаем в Библии часто были бесплодны. Семейные пары подвергались Божьему испытанию, чтобы люди смирились, не возгордились. И Бог внял молитвам Исаака и Ревекка родила ему двоих сыновей – Исава и Иакова. «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (там же, стих 27). Причем Исаак больше любил Исава, а Ревекка – Иакова. Далее мы читаем про то, как Иаков хитростью «выкупил» у Исава первородство за порцию чечевичной похлебки (там же, стихи 29-34).
Далее, в 27 главе происходит ключевой момент. Исаак уже состарился (став при этом слаб глазами) и захотел благословить сына своего Исава, но прежде отправил его наловить дичь и приготовить ему кушанье. Надо заметить, что тогда родительское благословение содержало и пророческие слова, относящиеся к будущему того, кого благословляют. Ревекка, услышав все это, подговаривает Иакова сделать «подмену», т. е. чтобы Исаак благословил Иакова вместо Исава (стихи 6-17 главы 27 книги Бытия). Ревекка хотела так сделать не потому, что любила больше Иакова, а потому, что видела, что раз для Исава ничего не значит первородство, то что может значить для него явление Божие. А мы знаем, что Ревекка общалась с Богом (стихи 22-23 главы 25 книги Бытия). Она видела, что Исав не соответствует той духовности, которая должна была быть в потомках. Может показаться, что Иаков в ответ на вопрос отца соврал, что он первенец, однако мы помним, что Исав продал свое первородство и поклялся в этом. Исаак постоянно сомневался в том, Исав ли это перед ним (там же, стихи 21, 24, 27), но все же не распознает «подмены» и благословляет Иакова вместо Исава. После же приходит Исав. Исаак же не переменяет своего первого благословения, но и несколько благословляет Исава. Исав же после этого возненавидел Иакова, которому пришлось бежать. Бежит он к Лавану (брату Ревекки). На пути Иаков заснул (11 стих главы 28 книги бытия) и видит известное видение «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (там же, стих 12). Это событие часто читается на всенощном бдении, посвященном Богородичным праздникам. В этом видении мы видим, что человечество не отделено от присутствия Божьего, но у него впоследствии будет путь восхождения (посредством Божией Матери, образом Которой и является лестница из видения Иакова). Но путь этот не без трудов дается человеку.
В 29 главе Иаков приходит к Лавану и полюбил младшую дочь его, Рахиль. Иаков отрабатывает у Лавана семь лет за Рахиль, но Лаван хитростью вместо Рахили отдал ему Лию (свою старшую дочь, которая была слаба глазами и некрасива), предложив еще семь лет трудиться у него за (теперь уже) Рахиль. Но «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (стих 31 главы 29). Господь отвечает на смирение, дав Лие детей, в чем она и обрела счастье.

Просмотров: (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *