Занятия в воскресной школе 23 ноября для взрослых

Продолжаем наши беседы. Господь, периодически обещал Авраму, что из него произойдет великий народ, причем не только народ еврейский здесь имеется в виду, но народ как церковь. И мы со своей стороны должны вести себя как потомки Аврама. Первый благочестивый поступок Аврама, это когда он, имея великое имущество, скот, рабов и т. д., а большое имущество всегда сложно куда-то перевести, снялся со своего места и пошел в неизвестность, ведь Бог не сказал ему точно куда идти. Для нас сейчас это звучит довольно абстрактно, но если мы переведем это на современный лад, то получится так, будто Бог призывает очень успешного богатого бизнесмена (весьма благочестивого), имеющего счета в банках, квартиры, дома и т. п. продать всё своё имущество, свой бизнес, снять деньги со счетов и уехать в некоем направлении. Способен ли современный человек на такое, даже будучи благочестивым? Вот так взять и сорваться с места (причем богатство-то остается, не отнимается)? Такие случаи есть в истории церкви, но они довольно редки (например, преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (Киево-Печерский, память его празднуется 27 октября по новому стилю)). Аврам и поступает по вере.

Бог периодически поддерживал в Авраме веру, обещая ему великую награду (например, глава 15, стих 1 книги Бытия). Но далее мы видим, что Аврам отвечает Богу «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным» (там же, стих 2), а в древности считалось поношением не иметь детей. И что интересно, те люди, из которых произрастал в будущем цвет жизни, обычно долго не имели детей (вспомним, например, праведных Захарию и Елисавету – родителей Иоанна Крестителя, праведных Иоакима и Анну – родителей Пресвятой Богородицы). И для Аврама это было бедой, несмотря на всё богатство. Но «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (там же, стих 6).

Между тем, детей у Аврама не было. «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары» (глава 16, стих 2 книги Бытия). В древности не считался зазорным такой способ воспроизведения потомства. Заметим, однако, что это предлагает не Бог, но Сара. Человеческое недоверие, малодушие явилось причиной этого. Агарь зачала от Аврама и начала презирать свою госпожу (т. е. Сару). При этом Сара начала обвинять Аврама в том, что её обижает служанка (там же, стих 5). Здесь получается, что человеческое мудрование, когда люди видят, что Бог как бы бездействует и пытаются сами решить возникшую проблему, приводит к таким вот вещам, которые Бог вынужден потом исправлять. Когда же Агарь, притесняемая в свою очередь от Сары, бежала в пустыню, то там Ангел Господень обещает ей великое потомство от её сына Измаила (там же, стихи с 10 по 12). Между прочим, в стихах 11 и 12 говорится о потомстве Измаила, от которого пойдут магометане (мусульмане, измаильтяне), а род этот пошел тем же путем, который заложили мать и отец Измаила, «около воли Божией». Измаильтяне исповедую монотеизм, т. е. веру в Единого Бога и всегда как бы глядели в сторону Арамова дома, но знали, что они приблудные, что они родились незаконно.

Далее, в 17 главе мы видим как Бог назвал Аврама Авраамом (что значит – отец множества народов). И здесь мы замечаем, что несмотря на некоторое отхождение от Бога Аврамом (случай с Агарью), Господь не оставляет его, подбадривает, но и говорит ему «ходи предо Мною и будь непорочен» (глава 17, стих 1 книги Бытия), но строгого укора здесь нет. Здесь проявляется то, что Господь одинаково изливает свою благодать на верующих и неверующих, на праведников и не праведников, на блудников и на девственников. Далее мы видим установление обряда обрезания (там же, стихи с 10 по 14). Смысл обрезания – следование заповедям Господним и той вере, которую Господь предлагает, т. е. не только по плоти, но и по духу.

В 18 главе мы видим известное нам по иконе преподобного Андрея Рублева «Троица» событие – явление трех мужей Аврааму. Заметьте, Авраам обращается к трем как к одному (глава 18, стих 3 книги Бытия), у него было чувство, что это единство, что это один Бог. Господь Аврааму обещает обетованного ребенка через год, несмотря на то, что «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (там же, стих 11). Однако ни Сарра (там же, стих 12), ни Авраам (глава 17, стих 17) не вполне верят этому, отчего и смеются.

После этого мы видим знаменитый «торг» Авраама с Богом насчет судьбы Содома и Гоморры, но в этих городах не нашлось и десяти праведников (глава 18, стихи 32-33), поэтому Богу пришлось уничтожить эти города. Два Ангела от Авраама приходят к Лоту и он встречает их. Жители же города были настолько развращены и жили в грехе, что жители «от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (глава 19, стихи 4-5). Однако Лот был праведен и даже предложил отдать им своих дочерей, не знавших мужа, но не пришедших к нему Ангелов, чтобы не надругались над Ними. «Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (там же, стихи 10-11). Когда же Ангелы вывели Лота с семейством из города и они бежали в близлежащий город, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба». Жена же Лота при этом обернулась и стала соляным столпом. А почему же она обернулась? Жалко стало ей утерянного. Надо помнить, что «никто, … озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Евангелие от Луки, глава 9, стих 62). Далее мы снова видим к чему приводят человеческие страхи и мудрования (19 глава, стихи 31-35 книги Бытия), когда дочери Лота, напоив своего отца, переспали с ним, дабы восставить от отца племя. Это, в том числе, и следствие их жизни в Содоме. От детей дочерей Лота впоследствии пошли моавитяне и аммонитяне, боровшиеся потом с израильским народом в пустыне во время их исхода из Египта.

На этом мы и остановились, рассмотрев вкратце пребывание Авраама в городе Гераре у царя Авимелеха, причем Авраам повторно (см. главу 12 книги Бытия) выдает свою жену за сестру.

Подытоживая занятие, мы с отцом Андреем рассуждали о том, подходит ли к Аврааму понятие святости. Он был верен в самом главном, а в мелком, как и всякий человек, имел человеческие сомнения, страхи и подозрения, т. е. это естественно, что он делал (например, выдавая свою жену за сестру). Но Авраама вполне можно назвать святым, поскольку и известные нам святые в жизни ошибались, но в главном они были верны, а святость определяется концом (при жизни никто не может назвать ещё человека святым).

Отвечая на вопрос о том, станут ли дети мусульманами, если жена христианка, а муж мусульманин (но детей в детстве покрестили), отец Андрей пояснил, что даже если человек крещен, то это не значит, что он христианин. В последующей своей жизни он может как воплотить христианскую веру в своей жизни, так и отречься от Христа. Поэтому в Церкви совершают крещение в детей в подобных случаях только если родитель-мусульманин не возражает против этого.

Просмотров: (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *