Занятия в воскресной школе 21 декабря для взрослых

Остановились мы на 42 главе книги Бытия. Иаков отправил своих братьев (кроме Вениамина) в Египет, чтобы купить хлеб. Братья приходят к Иосифу (ибо он продавал всем хлеб), но не узнают его, а Иосиф же узнал их. Он строго обходится с ними, говоря, что они соглядатаи и даже заключает их под стражу на три дня. После этого Иосиф, оставив в плену Симеона, отправляет остальных братьев привести их младшего, т. е. Вениамина. При этом Иосиф отдает приказ, чтобы серебро братьев вместе с хлебом было положено каждому обратно в мешок его. Братья же начинают раскаиваться «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие» (стих 21). Конечно, Иосиф испытывал и смущение и смятение, но в то же время и твердость в намерении проучить братьев. Когда же братья, возвратившись к Иакову рассказали ему все, он весьма огорчился, смутился: «вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, – все это на меня!» (стих 36). И Иаков не отпустил с ними Вениамина. Но, как голод усилился, а хлеб, привезенный братьями закончился (стихи 1-2 главы 43), Иаков (или Израиль) отпускает Вениамина вместе с дарами для того, кто продавал хлеб первый раз. По их приходе в Египет, они вводятся в дом Иосифа и от этого весьма боятся («И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших» (стих 18)) и желают вернуть оказавшееся у них серебро. Однако Иосиф не принимает от них этого серебра, но расспрашивает у братьев об отце их, возвращает им Симеона и устраивает, как бы мы сейчас выразились, застолье. А после этого Иосиф приказывает также положить их серебро в мешки и свою серебряную чашу положить вместе с серебром в мешок Вениамина. А после того как братья были отпущены Иосиф устраивает погоню за ними, «подозревая», что они украли его чашу. Братья в недоумении, но чаша отыскивается в мешке у Вениамина и все они в результате приводятся к Иосифу. «Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?» (стих 15 главы 44). И Иосиф объявляет, что «тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему» (стих 17). Но один из братьев, Иуда, «на ушко» просит Иосифа так не делать, чтобы не погиб от горести отец их. И Иосиф более не может уже сдерживаться и открывается братьям своим (первые стихи главы 45) и просит привести отца своего со всем семейством и поселиться им в Египте, потому что оставалось еще пять голодных лет. Сам фараон также благосклонно отнесся к этому «Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его» (стих 16 главы 45). И когда братья вернулись к Иакову (Израилю) и рассказали ему все это, «тогда ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру» (стихи 27-28). Перед отправлением Израиль приносит жертвы Богу и Бог в ночном видении возвещает Иакову, чтобы тот не боялся идти в Египет, «ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои» (стихи 3-4 главы 46). Итак, Израиль со всем семейством переселяется в Египет, прося Иосифа, чтобы тот похоронил его не в Египте, но вместе с Авраамом и Исааком. Незадолго до своей кончины Израиль (а он прожил в земле египетской 17 лет) благословляет Иосифа, его сыновей и всех братьев Иосифа (главы 48-49). В этих благословениях содержатся пророческие миссии им, их сыновьям и всем потомкам. Вспомним, что у Израиля было 12 детей, а это именно и есть те самые 12 колен Израилевых, между которыми потом и была поделена земля обетованная. В главе 50 (последняя глава книги Бытия) Иосиф хоронит отца своего в Махпеле, в той же пещере, где похоронены все его праотцы; там же впоследствии похоронили и Иосифа. На этом и заканчивается первая книга Ветхого Завета – Бытие.

Начинаем читать вторую книгу Ветхого Завета – Исход. С течением времени память об Иосифе начала затираться, сменились начальствующие в Египте, сменился фараон. И их положение, которое ранее занимали евреи, стало ухудшаться, постепенно они превратились в ничего не стоящих фараоновых слуг. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]» (стихи 8-10 первой главы книги Исход). Сначала царь египетский стал изнурять их тяжкими работами, но «чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых» (там же, стих 12). После он повелевает повивальным бабкам умерщвлять при родах мальчиков, а оставлять в живых только девочек. Но повивальные бабки боялись Бога и оставляли детей в живых, а фараону отвечали, что «Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают» (стих 19). «За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (стихи 20-21). После этого фараон повелел всему народу: «всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (стих 22), т. е. открыл уже явное гонение на евреев. В это самое время рождается посланник Божий – Моисей. Новорожденного Моисея скрывали три месяца, но когда уже было невозможно скрывать его, мать Моисея «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет» (стихи 3-4 главы 2 книги Исход). Там его находит дочь фараона и, сжалившись над ним, берет его к себе и нарекает «имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (там же, стих 10). При этом, поскольку у дочери фараона своих детей не было, была взята из среды евреев кормилица (ей оказалась мать Моисея) и так они жили во дворце фараона. И вот, «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (стихи 11-12). Именно с этого момента начинаются страдания и странствования Моисея. «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» (стих 15). Там Моисей находит себе жену, у него рождается двое сыновей. Однажды «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (стих 2 главы 3). Здесь мы видим известное явление неопалимой купины. Она является двояким символом: с одной стороны, это – Церковь Христова, которая претерпевала многие скорби и гонения (иначе говоря, горела), но всегда выживала (не сгорала, как и купина); с другой стороны – это образ Божией Матери, Которая имела человеческую природу и приняла в Себя сверхчеловеческую природу, божественную, несовместимую с человеческой и при этом осталась невредима.

При этой вот неопалимой купине Господь призывает Моисея вывести народ Божий из Египта. Здесь же, Господь являет свое Имя – Иегова (стих 14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам»). Строго говоря, получается, что настоящий свидетель Иеговы – только Моисей, остальные являются самозванцами, т. к. только Моисей был свидетелем явления Божьего. «Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед» (стих 17) – говорит Господь Моисею. Между тем, Моисей сомневается, поверят ли ему собратья его и Господь дает ему некоторые знамения: «Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (стих 5 главы 4). Моисей же хочет отказаться и напоминает Богу, что он косноязычен (см. стих 10), но Бог указывает ему на его брата Аарона, который и будет говорить вместо Моисея. По возвращении в Египет Моисея с Аароном, они убеждают народ «и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились» (стих 31). Следует отметить, что численность евреев на тот момент составляла около 600 000 человек, кроме женщин и детей, можно сравнить с численностью Ульяновска. И вот столько людей, причем без современных средств связи, нужно было убедить следовать за собой. Не было ни машин, ни колесниц, все должны были идти пешком, в том числе плачущие малые дети, немощные старики. Вот такая непростая миссия.

«После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (стих 1 главы 5). Фараон естественно не воспринял это всерьез, более того, фараон повелел «дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» (стих 9). Если раньше солому для изготовления кирпичей евреям приносили египтяне, то теперь они сами должны были искать ее, но норма сдачи кирпичей осталась при этом прежней. Евреи, конечно же, обвинили во всем этом Моисея с Аароном: «и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (стих 21). Моисей молится Господу, прося избавить народ от страданий. Здесь мы видим, что когда чего-то просим у Бога, всегда приходится сталкиваться с неким испытанием, чтобы утвердиться в своем намерении. Далее, в 6 главе мы видим, что Господь подтверждает Завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом и обещает землю обетованную. «Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ» (стих 9). А далее мы видим как несколько раз Моисей с Аароном просили фараона отпустить народ, но фараон не соглашался и Господь поражал землю Египетскую различными бедствиями (превращение воды в кровь, нашествие жаб, мошек, песьих мух, моровая язва, воспаление с нарывами на людях и животных, град и огонь, нашествие саранчи, тьма по всей земле египетской), о которых подробно написано в главах 7-10. Фараон все не отпускал израильский народ, пока не совершилась последняя казнь над Египтом, коснувшаяся и дома фараонова: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» (стих 29 главы 12). И только это наконец подействовало, но не на сердце фараона, а на его ум, т. к. он понял, что дальше может быть еще хуже. «И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (стихи 31-33). И вот этот момент выхода из Египта и был назван Пасхой, когда все должны были заколоть непорочного агнца и его кровью помазать дверные косяки, чтобы не коснулась их смерть. Это прообраз Пасхи нашей, новозаветной, когда в жертву был принесен Непорочный Агнец – Иисус Христос и христиане были помечены Его жертвенной безгрешной Кровью и это означало исход от рабства дьявола.

Просмотров: (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *